Упражнения для запуска речи у малышей


Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию упражнения, которые
могут помочь запустить речь и улучшить звукопроизношение ребёнка раннего
возраста.

Не требуется выполнять сразу все упражнения за один день. Утором, после
пробуждения ребёнка, начните с 1-2 упражнений по дыхательной гимнастике, во
время утренних водных процедур перед зеркалом добавьте 1-2 упражнения для
развития артикуляционной моторики, поиграйте в музыкальную игру, перед сном
выполните пальчиковый массаж, в течение дня поиграйте в дидактическую игру и
потренируйте слуховое восприятие. Главное, чтобы вы занимались с ребёнком в
игровой форме, с удовольствием и систематически, а ребёнок чувствовал ваш
позитивный настрой!
В раннем возрасте речь малышей характеризуется не богатым словарным запасом,
употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и
слабый речевой выдох. Часто дети с речевыми нарушениями выполняют вдох и выдох
через рот. Причин нарушения физиологического, а как следствие и речевого дыхания
у детей раннего возраста, много. Рассмотрим некоторые из них:

У детей носовая полость маленькая, носовые проходы узкие, на слизистой
оболочке располагается большое количество кровеносных сосудов, а слизь
достаточно густая и часто перекрывает носовые проходы, вследствие чего
возникает
насморк. Поэтому любое воспаление в сочетании с такими
особенностями может вызвать
отёк, затрудненное дыхание и дыхание через
рот, которое в свою очередь опасно проникновением дополнительной инфекции
или переохлаждением, а как следствие – нарушением речевого дыхания.

Следующей причиной являются лимфоидные образования (миндалины),
которые формируются к году. Их основная функция - защита организма от
вирусов, инфекций и бактерий. Поэтому дети раннего возраста чаще болеют

простудными заболеваниями в связи с недостаточной защищенностью глотки.
Одной из причин являются аденоиды – изменения в глоточной миндалине и
разрастания аденоидной ткани. Это может произойти из-за перенесенных
инфекций - грипп, корь, скарлатина и другие
, что приводит к нарушению
дыхания. Ребёнок выполняет вдох и выдох через рот, что отрицательно
сказывается на развитие речевого дыхания.

Неврологическая симптоматика – стёртая дизартрия. Когда у ребёнка мышцы
дыхательного аппарата находятся в гипотонусе. Слабые мышцы грудной клетки,
щёк, челюстей, языка приводят к тому, что рот у ребёнка постоянно открыт,
наблюдается гиперсаливация (обильное слюноотделение). Страдает вся
дыхательная система малыша.

Дети с затрудненным дыханием носом часто страдают головными болями,
повышением внутричерепного давления, нарушениями сна, могут
отставать в
речевом, интеллектуальном развитии из-за недостаточного снабжения клеток
головного мозга кислородом.

Регулярное выполнение дыхательных упражнений способствует воспитанию
правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет
получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи.
Помните, что ребёнок должен выполнять глубокий короткий
вдох через нос и
плавный, длительный
выдох через рот, не надувая щёк! Одно - два дыхательных
упражнения лучше провести после пробуждения ребёнка, а не после плотного ужина
или обеда. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не
стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения
упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Приведу пример некоторых дыхательных упражнений
Помним, что дыхательные игровые упражнения направленны на тренировку речевого
выдоха.

«Носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем как ветерок. Следим за тем,
чтобы при вдохе рот был закрыт
, а при выдохе не надувались щёки»
Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых.
Проснулись – потянулись. Выполнили вдох через нос, руки подняли вверх,
медленно опускаем руки и выдыхаем через губки «Дудочкой» (повторить 2-3
раза)

Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду —
пускаем пузыри

Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и
дуем на них

Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в
миску с водой и дуем в паруса.

Сдуваем мыльную пену с ладошек.
Сдуваем мыльную пену и отгадываем, кто спрятался в «сугробе»
(игрушка)

Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга.
Играем в футбол. Задуваем комочки ваты в импровизированные ворота на
столе.

Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками
пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления мышц речевого
аппарата.
1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик,
чмокаем – целуемся
2. Развиваем артикуляционные мышцы:

Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и
спрятался обратно

Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
«Лакаем молоко» как кошка.
3. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Вкусные игры
Облизываем губки – варенье, мед
Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке
ягодку/конфетку

Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком
вверх, вниз, вправо, влево

Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и
пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба

Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в
ротик

Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или
апельсина.

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки
дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки - звукоподражания
«У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси»,
«Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с
мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!»
«ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Топ-топ;
Хлоп-хлоп;
Прыг-прыг;
Бип-бип (Нажимаем на носик)
Туда-сюда (Повороты корпуса)
Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный
словарь
1. Прятки игрушек под платочком
2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета,
формы или размера)
3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке,
затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя
на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем
красные шарики, а Зайчику желтые).
5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки,
посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова
проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной
группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики,
речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились
такие занятия.
Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не
сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а
непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у
исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к
моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать
их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки,
«Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений
полезно и нужно.
У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения
координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под
ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками,
помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный
тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен
внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо
воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки –
фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться
автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:

Угадай, что звучит.
Жмурки
В какой руке звучало
Быстро-медленно
Громко-тихо
Справа-слева (после 2 лет)
Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как
пример)

Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и
проводить последовательность
непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного
планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного
планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения
артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не
станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Регулярность занятий
Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое
развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями,
которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:

Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками
или другими предметами, помогающими осуществить захват

Использование двух рук сразу.
Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина
потом желтая бусина ит.д.).

Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные
много раз.

Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для
осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и
моторная ловкость.


/По материалам Анны Новик/